Смешение общеизвестных товарных знаков

гражданский кодекс РФ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Как известно, Кодексом (ГК РФ) сохранены особенности правовой охраны общеизвестных товарных знаков, введенные в 2002 году. Эти особенности основаны на положениях статьи 6 bis Парижской конвенции [1], запрещающих регистрацию товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способное вызвать смешение со знаком который является в этой стране общеизвестным. При этом конвенция указывает на однородность товаров – «идентичные или подобные продукты». Вслед за этим пункт 2 статьи 1508 ГК РФ установил, что общеизвестному товарному знаку предоставляется такая же правовая охрана, как и товарному знаку. В свою очередь в объем правовой охраны товарного знака, исходя из положений пунктов 2 и 3 статьи 1484 ГК РФ, должны входить не только те конкретные товары (виды товаров), которые указаны в регистрации торгового знака, но и однородные им товары (виды товаров). Однако Кодексом сделана существенная оговорка, касающаяся возможного возникновения смешения.

Последствиями реализации этой оговорки может быть следующая ситуация. Если, например, несанкционированно будет использоваться обозначение, сходное до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, при этом товары, маркируемые таким обозначением будут не такими же, как указано в регистрации товарного знака, а однородными им, но  не будет представлено доказательств вероятности смешения, то будет сделан вывод, что исключительное право на товарный знак не нарушается. Очевидно, что такой подход не может быть  признан в полной мере соответствующим пункту (1) статьи 6 bis Парижской конвенции, которая не увязывает возможность смешения с использованием товарного знака. Конвенция говорит о «способности» смешения   заявленногообозначения с общеизвестным товарным знаком. Речь идет об обозначении, которое ещё только заявляется для получения охраны.

Таким образом, можно утверждать, что при реализации положения абзаца первого пункта 2 статьи 1508 ГК РФ в совокупности с положением пункта 3 статьи 1484 ГК РФ последнее в отношении общеизвестных товарных знаков должно иметь более широкое толкование, нежели в отношении «обычных» товарных знаков. В этом случае вполне логично в последовательность защиты права на общеизвестный товарный знак встраивается положение пункта 3 статьи 1508 ГК РФ – правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.


[1]Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883г.) в редакции от 14 июля 1967 г. Издание: Г.Боденхаузен. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. М.: Издательство «ПРОГРЕСС», 1977г.

Полный перечь услуг