Сладкая война

регистрация товарного знака Советские конфеты для многих ассоциируются с детством. «Красная шапочка», «Мишка на поляне» и многие другие – это классический вкус, проверенный временем и воспринимающийся как гарант качества. Использование всеми любимых названий в бизнесе является настоящей «золотой жилой», поэтому неудивительно, что самая крупная битва за советские бренды развернулась именно в «сладкой» отрасли.

«Сделано в России»

Идея патентования популярных названий конфет первой пришла в голову отнюдь не фабрикам-изготовителям, а частным лицам, которые регистрировали названия, а затем предлагали заводам выкупать права на их использование. Это стало стимулом для создания в России холдинга «Объединенные кондитеры», который включает 19 фабрик по всей стране. Холдинг зарегистрировал названия торговых марок «Аленка», «Мишка косолапый», «Вдохновение», «Красная шапочка», «Птичье молоко» и многие другие. Для этих целей в Роспатенте производится регистрация товарного знака.

Государственная защита предоставляет исключительное право продажи только на отечественном рынке. Появление патентов в кондитерской отрасли позволило российским предприятиям значительно сократить конкуренцию из других постсоветских стран, поскольку ранее рецептура конфет определялась ГОСТом, и заняться производством можно было в любом месте. Поэтому теперь «Красные шапочки» есть в разных странах, но путь им на российский рынок отрезан.

Что же остается делать заводам, которые сумели сохранить советскую рецептуру, но не смогли сберечь название?

Импорт белорусских конфет значительно сократился в последние годы именно по этой причине. Несмотря на то, что конфеты, произведенные в Беларуси, по праву считаются одними из самых качественных на постсоветском пространстве, поскольку там удалось сберечь рецептуру и не опуститься до замены какао-бобов на пальмовое масло, все равно мало кто знает их истинный вкус.

Чтобы проникнуть на российский рынок белорусские кондитеры были вынуждены провести ребрендинг. Так, «Мишка на поляне» превратился в «Шутки от мишутки», «Красная шапочка» стала «Припевочкой», а «Крабовые шейки» – «Хэппи крабом».

Украинская фабрика «Рошен» пошла в этом вопросе еще дальше. Поняв, что именно бренд зачастую определяет продажи, многие названия конфет были подобраны более схожими. Так, недавно Тульская кондитерская фабрика «Ясная поляна» получила крупную компенсацию, выиграв судебный иск. Суд удовлетворил доводы истца о том, что название конфет фабрики «Рошен» «Ласточка певунья» сходно с конфетами «Певунья» фабрики «Ясная поляна» до степени смешения.

К слову, на белорусском рынке тоже возник скандал с рошеновскими конфетами «Коровка киевская». Производители написали на обертке второе слово мелким и неразборчивым шрифтом, что вызвало негодование белорусской фабрики «Ивкон», которая является правообладателем названия конфет «Коровка» в Беларуси.

Стремление сохранить советские бренды объяснимо – они до сих пор приносят стабильные прибыли. Но убытки за их незаконное использование могут быть еще большими.

 

Возможно вас заинтересуют другие наши статьи:

Законодательная реализация защиты своих прав

Зарегистрировать торговый знак, чтобы выйти победителем

Патент на изобретение как способ надежной правовой защиты

Полный перечь услуг